ПСИХОЛОГИЯ
ПИТАНИЯ
Как приучить ребенка есть
правильно?
Наиболее частая проблема в отношениях с ребёнком любого возраста - это приём пищи. Проблемы могут возникнуть абсолютно в любом возрасте, начиная с прикорма и заканчивая школьной столовой.

Чтобы избежать проблем в таком важном деле необходимо с возникновения первого пищевого интереса показывать ребёнку правильный пример и обязательно объяснять правильность своих действий, предупредить родственников о тактике воспитания (чтобы избежать возгласов, если кто-то из родственников увидит как ребёнок ест тарелку брокколи: «Фу, как ты это ешь? Это же не вкусно!»), так как на ребёнка может оказывать влияние не только ваше мнение.

Ребёнок к 3-4 годам способен чётко формировать своё мнение по поводу питания, поэтому до этого возраста надо постараться вложить максимум информации о полезных продуктах и о вреде пищевого мусора и неполезных продуктах. Малышам можно:
- в игровой форме рассказывать о фруктах и овощах (или например показывать забавные мультики «Как сказал профессор кислых щей ....» Синий трактор и др.)
- давать в руки целиком фрукты и овощи, смотреть, ковырять, пробовать на зуб
- купить миниатюры из глины и сажать в маленький горшок с песком
- приобрести паззлы с фруктами и овощами.

Можно готовить вместе с ребёнком, поручить важную миссию добавить порезанные овощи, например, в суп или смешать все вместе в салат. Приобщайте ребёнка к выбору продуктов в магазине, проговаривайте, что полезно и что вы никогда не возьмёте, потому что зубки заболят от сладкого или животик, могут прыщи выскочить или возникнет аллергия, и вы не врете и не обманываете ребёнка - это чистая правда.

Важно употреблять пищу вместе с ребёнком, чтоб он понимал что это важно, вкусно, необходимо каждому, чтобы быть здоровым, мама и папа всегда едят вместе с ним, а не отделяют ребёнка, по возможности едят тоже самое - здоровую и полезную пищу. Довольно часто можно услышать - ребёнок совсем не ест полезную еду. А вы сами что едите? Ну мы пиццу, пасту, а ребёнок рядом сидит с брокколи. Вы - пример, ребёнок копирует с окружения.

Современный рынок даёт много возможностей для того, чтобы заинтересовать ребёнка едой. Посмотрите какую красивую посуду можно поставить ребёнку на стол и наполнить ее различными овощами. Чем ярче и разнообразнее они будут, тем больше это привлечёт внимание ребёнка.
ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ
Но и на обычных тарелочках можно сделать привлекательные композиции и вовлечь ребёнка в игру.
• Ребёнка наказывают лишением сладкого.
Так делать ни в коем случае нельзя! Формируется установка уже для взрослого возраста заедать все сладким, устраивать себе праздник, послабление, ощущение праздника - не радость, а сладкий стол. Всегда можно поставить полезные сладости (домашний шоколад без сахара на кэробе, сушеные фрукты, домашнее печенье без глютена и сахара, просто фрукты) в определённые часы, тем самым показать, что оно никуда не исчезнет и тем более едой никто наказывать не собирается, это базовая потребность человека, как сон и безопасность.

• Ребенок «ничего не ест»
Так твердят мамы детей малоежек. Так ли мало едят? Ведите дневник питания за день, в большинстве случаев - там кусочек, тут два, здесь сыра кусочек, через 15 минут половинка печенья... и получается, что оказывается ест и даже не мало, преимущественно углеводы. Если ребёнку уже 3-4 года и вы все время шли на поводу и «ничего не ест» проявлялось блинами с вареньем вечером или исключительно пельменями, то с такими детьми будет сложно в изменении привычек - они уже способны изводить истериками, криками, демонстративным отказом от еды неделями и это не шутка, ребёнок добиваясь своего способен устраивать демонстративный голод!
В таком случае надо набраться терпения и стоять на своём хоть неделю, хоть месяц и конечно готовить исключительно то, что вы считаете для ребёнка необходимым сейчас. На практике такие дети до последнего отказываются от еды днём, а вечером накидываются на ужин. Чтобы не потерять самообладание и не поддаться панике необходимо точно осознавать, что взрослый человек в этих отношениях - это вы, малыш только проявляет упорство, но в конечном итоге ничего не может сделать и вынужден будет слушаться.
У таких деток в переломный момент перехода на более здоровый рацион можно спрашивать предпочтения (предлагать мнимый выбор) - будешь сейчас морковь с рисом или кабачок с баклажаном? Чтобы ребёнок понимал, что маме тоже важно его мнение.
Ещё один важный пункт - не бегать в этот момент за ребёнком со вздохами какой он бедный, голодный и как жаль что он ничего не кушает, чрезмерное внимание проблеме может понравится ребёнку, так как по сути все вокруг сейчас крутится вокруг него и все ждут когда он покушает. Наоборот, надо отдалиться от проблемы и пойти заниматься своими делами - пожать плечами и сказать малышу, что следующая еда будет днём/вечером и тогда наверное он проголодается.
Очень хорошая тактика поставить несколько разных блюд на стол и посмотреть сколько ребёнок сам себе положит, дать ему право выбора - что-то он положит в меньшем количестве, а что-то в большем.

• Ребёнок отказывается есть по установленным часам.
Стоит помнить, что аппетит - вещь индивидуальная и если сейчас его нет, то через 20 минут ребёнок может спокойно поесть. Очень легко это осознать, если приложить на себя - допустим вы только проснулись и встали с кровати, а к вам бегут с ложкой и пихают кашу. Будете кушать? У кого то уже с утра бурный аппетит и даже с кровати начнёт поглощать пищу, а кому то надо проснуться и прийти в себя и покушать только через 40 минут, а то и час. Конечно сильно сбивать установленные семьей приёмы пищи не стоит, но подождать ребёнка 20-40 минут не затруднит, тем более ферментативная готовность к приему пищи как раз и выражается в ощущении голода.

• При лечебной диете до трёх лет лучше соблюдать весь рацион вместе с ребёнком, объяснить почему именно ему нельзя эти продукты всего скорее не получится и чтобы был эффект постарайтесь пройти этот путь вместе с ребёнком.

• Ребёнок не жует.
Казалось бы это проблема совсем малышей, которые только начали получать свой первый прикорм, но нет! Уже сейчас масса детей 5-6 лет, которые под наблюдением психологов, стоматологов, педиатров из-за неумения жевать. И ответ на вопрос «почему?» очень простой - неправильный прикорм, а именно всеми любимый блендер. Родителям очень удобно все перемалывать в однотипную массу без кусочков и крупинок, так же не подавится точно и быстро проглотит. Однако именно в это время ребёнок развивает сам навык жевания, он формируется и укрепляется.
Как жили люди, когда ещё не было блендера? Как выживали младенцы? Ответ на этот вопрос ещё знают наши бабушки и дедушки - никто ничего не перемалывал в пюре. Мелко-мелко резали, разваривали каши, давали ребёнку кусочки яблока или моркови попробовать на зуб - погрызть. Такой тактики надо придерживаться и сегодня. Ребёнку просто необходимо давать трогать и пробовать цельный продукт, чтоб видел брокколи как овощ и понимал что кушает, а не пюре из брокколи и понимал, что он ест и из чего это состоит.
Если на данный момент ребёнок уже привык к пюре и вы столкнулись с этой проблемой, можно постепенно начать оставлять кусочки в пюре или же следом за ложкой однородной каши вводить пол ложки обычной.
Часто возникают проблемы следующего характера: